Отдел по работе с клиентами +7(812) 309-78-70 e-mail: info@fesso.ru

ТАНЕКО перевело гидрокрекинг в штатный режим

ОАО «ТАНЕКО» получило положительное заключение Ростехнадзора на ввод в промышленную эксплуатацию установки гидрокрекинга, которая работает с конца прошлого года. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», в настоящее время здесь уже производится дизтопливо, керосин и ряд других светлых нефтепродуктов, а к концу года планируется начать выпуск моторных масел. Тем временем в компании «Транснефть», публично критиковавшей качество татарстанской нефти и срыв сроков ввода гидрокрекинга, преодоление нового этапа в реализации мегапроекта нефтепереработки воспринимают сдержанно.

СПУСТЯ 60 ДНЕЙ «КОМПЛЕКСНОГО ОПРОБОВАНИЯ»

Накануне стало известно о том, что в минувший понедельник приволжское управление Ростехнадзора выдало ТАНЕКО заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации ряда построенных объектов. Речь идет о комбинированной установке гидрокрекинга.

Как пояснили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татнефти», эта установка работает в режиме комплексного опробования еще с 29 января. «В рамках этого режима установка должна проработать без перебоев на протяжении 60 дней, что собственно и случилось, — пояснили в компании. — По итогам тестовой работы Ростехнадзор выдал заключение, и теперь гидрокрекинг работает в штатном режиме, то есть находится в промышленной эксплуатации». Как сообщает «Интерфакс», на основании документов Ростехнадзора муниципальными органами в понедельник было выдано разрешение на ввод установки гидрокрекинга в промышленную эксплуатацию.

В настоящее время на установке производится дизельное топливо, керосин, бензин газовый стабильный, широкая фракция легких углеводородов, гидроочищенный вакуумный газойль. До этого на установке проводилось комплексное опробование оборудования, в рамках которого ТАНЕКО в январе начал отгрузку товарного дизельного топлива стандарта «Евро-5».

Как сообщалось ранее, ввод гидрокрекинга в эксплуатацию позволит ТАНЕКО выпускать 1,16 млн. т дизельного топлива стандарта «Евро-4» и «Евро-5», 380 тыс. т авиационного керосина марки Jet, 600 тыс. т прямогонного бензина и гидроочищенного газойля. Тем временем компания «Татнефть», инвестор и оператор строительства нефтекомплекса, сообщала о своих планах поставить на российский рынок в 2014 году около 1 млн. т дизельного топлива. ТАНЕКО же в 2014 году планирует переработать 8,5 млн. т нефти против 7,6 млн. т в прошлом году.

КЛЮЧЕВОЙ ЭТАП МЕГАПРОЕКТА

Запуск гидрокрекинга — ключевой этап в реализации мегапроекта ТАНЕКО, который курирует лично гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов. На конец 2013 года в корзине нефтепродуктов ТАНЕКО были керосино-газойлевая фракция, газовый стабильный бензин, прямогонный бензин, печное бытовое топливо, судовое топливо и вакуумный газойль. При этом доля товарного мазута составляла около 25%. В среднем за год показатель глубины переработки нефти составил 73,54% при среднероссийском значении в 71%. Выход светлых нефтепродуктов составил 48,16%, а в январе он возрос до 67,37%.

Установка гидрокрекинга позволит перерабатывать до 2,9 млн. т вакуумного газойля, который относится к темным нефтепродуктам.

Вторая очередь комплекса гидрокрекинга предполагает создание завода масел — на их производство будет направляться часть гидроочищенного газойля, производимого на установке гидрокрекинга. Производство планируется ввести в эксплуатацию к концу года.

Маганов ранее сообщал, что в начале 2015 года ТАНЕКО планирует прекратить выпуск мазута, а в 2016 году — начать производство бензина.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ — 97%

Напомним, первую партию дизтоплива на АЗС ТАНЕКО отгрузил 29 января. Об этом было объявлено на конференции работников компании.

А чуть раньше, в ходе своей первой пресс-конференции 18 января, Маганов сообщал, что строительство гидрокрекинга было завершено еще в прошлом году, идет пусконаладка. «В рамках программы пусконаладочных работ мы приняли проектное сырье — дизельную фракцию, керосиновую и остаток гидрокрекинга. Мы вышли на проектные параметры по конверсии, по сере, идет регулировка режима для выхода на все проектные показатели. Мы обещали, что продукт будет на уровне даже не существующих стандартов, а перспективных», — отмечал Маганов. Дизельное топливо «Евро-5», по его словам, будет реализовываться преимущественно через розничную сеть «Татнефти» в пределах России (всего у «Татнефти» 648 АЗС, 524 — в России — прим. ред.).

В 2012 году экс-гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов сообщал, что строительно-монтажные работы должны быть завершены в третьем квартале 2013 года и введены в эксплуатацию в 2014 году. Однако в ноябре того же года президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что «Татнефть» переносит запуск комбинированной установки гидрокрекинга на ТАНЕКО на 2015 год из-за сдвига сроков поставки оборудования. По его словам, это связано не с работой «Татнефти», а со срывом поставки оборудования, в том числе корейскими компаниями. Заказ был размещен на других заводах.

Тем временем ТАНЕКО по итогам минувшего года начал возврат вложений в комплекс. По словам генерала «Татнефти», всего с начала строительства компания вложила около 250 млрд. рублей (общий объем инвестиций в проект создания установки гидрокрекинга оценивается в 40 млрд. рублей). В 2013 году нефтекомплекс вернул «Татнефти» займы на сумму 25,16 млрд. рублей. С развитием проекта, по словам Маганова, будет возрастать и прибыль компании.

Следующим этапом строительства ТАНЕКО станет строительство завода глубокой переработки нефти, в состав которого войдут установки замедленного коксования (сырье планируется использовать для работы Нижнекамской ТЭЦ-2, приобретенной «Татнефтью» для обеспечения энергией в том числе ТАНЕКО), каталитического крекинга, каталитического риформинга и изомеризации. Эти установки позволят увеличить глубину переработки нефти до 97%.

КАПРИЗНЫЕ ПЕРЕГОНЩИКИ

Впрочем, компанию «Транснефть», которая некоторое время назад публично раскритиковала качество поступающей в экспортную трубу нефти, ввод в эксплуатацию установки гидрокрекинга на ТАНЕКО, похоже, не впечатлил.

Напомним, в январе стало известно, что «Транснефть» приняла решение перенаправить потоки нефти в трубопроводной системе, из-за того что ТАНЕКО не успело к началу года ввести мощности по переработке высокосернистого сырья. Монополия направит «серу» в Казахстан, а завод получит отсрочку до 2016 года.

Как сообщил агентству нефтяной информации (АНИ) советник президента АК «Транснефть» Игорь Демин, несмотря на запуск новой установки, ТАНЕКО не ведет с трубопроводной компанией переговоры по вопросу начала поставок на завод нефти с более высоким содержанием серы. Он напомнил, что ранее компания заявляла о планах перехода на прием высокосернистой нефти (2,2 - 2,3%) после ввода установки гидрокрекинга. «Пока эти планы не выполняются. Оно (ТАНЕКО) не собирается переходить на более сернистую нефть. Подобных переговоров не ведется», — цитирует Демина «Интерфакс». Собеседник агентства также уточнил, что на ТАНЕКО по просьбе предприятия поставляется нефть с содержанием серы не выше 1,8%.

Помимо этого, Демин сообщил, что ТАНЕКО пока не обращалось в «Транснефть» по вопросу приема нового качественного продукта в магистральную систему трубопроводной компании. «Ждем их предложений по сдаче продукта», — сказал он.

НАЧАЛО РАБОТЫ УСТАНОВКИ ПОЗВОЛИТ ТАНЕКО УВЕЛИЧИТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Запуск установки гидрокрекинга на ТАНЕКО и перспективы топливного рынка Татарстана газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Во-первых, стоит сказать, что достигнут очередной этап в развитии всего проекта ТАНЕКО, который предусматривает создание современного нефтехимического комплекса в республике. Во-вторых, запуск установки позволит компании увеличить выпуск светлых нефтепродуктов, что особенно актуально для отечественной нефтепереработки. Естественно, что начало работы установки позволит ТАНЕКО увеличить производственные и финансовые показатели.

Вряд ли стоит ожидать, что запуск установки сразу повлияет на розничные цены на ГСМ. Тут необходимо учитывать несколько факторов: установка пока только входит в работу, пока бензин на ней будет производиться для дальнейшей переработки, но главное, что путь от производства ГСМ на НПЗ до розницы весьма долог, и за это время стоимость топлива лишь увеличивается. При этом важно, что компании необходимо возвращать инвестиции, которые были направлены на строительство установки гидрокрекинга, чтобы реализовывать весь план развития ТАНЕКО дальше, и она не может продавать топливо гораздо дешевле, чем оно стоит сейчас.

Рафаиль Сагидуллин — генеральный директор компании «Форт-Римэкс»:

— Эффект от установки гидрокрекинга напрямую будет зависеть от стратегии компании. Если будут даны какие-то преференции не только для «Татнефти» как владельца этого завода, но и для рынка республики, для независимых предприятий, то в этом случае выиграют все. Поэтому все зависит от той политики, которую выберет организация. Если стратегия подразумевает под собой стабильный и сбалансированный рынок, тогда и эффект будет положительный, если же компания будет пытаться за счет монополизма получить какие-то льготы и выгоды только для себя, тогда это будет конкуренция в искаженном, российском виде. Такой опыт уже был, когда тюменская компания, пользуясь тем, что ей принадлежал сызранский нефтеперерабатывающий завод, установила монопольно низкие цены у себя в области, и это привело к гибели малого и среднего бизнеса в заправочном секторе.

Об изменении цен на бензин также пока рано, все-таки, помимо того что существуют интересы потребителей, есть еще и интересы республики о наполнении бюджета. Безусловно, можно установить низкие цены на горючесмазочные материалы, в этом случае выиграют потребители. Но при этом пойдут разговоры о плохом качестве медицины, дорог и тому подобное. Я вообще за то, чтобы средства, поступающие от владельцев заправочных станций, тратились целевым путем: на дороги, на инфраструктуру, на создание эффективной ливневой канализации. Но все это, опять же, зависит от правильной стратегической конкурентной политики. Мы понимаем, что как малый средний бизнес мы не в состоянии жестко конкурировать с крупными нефтяными компаниями, и в данном случае государство должно выступить в роли независимого регулятора системы с балансированными ценами.

Анна Бодрова — старший аналитик компании «Альпари»:

— Установка гидрокрекинга позволит мощностям ТАНЕКО являться одним из основных звеньев цепи по глубокой переработке нефти и ключевым — в ходе строительства второй очереди завода. Если все пойдет по плану, завод сможет поставлять светлые нефтепродукты, от базовых масел до дизельного топлива формата «Евро-5». Соответственно, не исключено, что цены на топливные продукты могут несколько сократиться на фоне увеличения предложения.

Источник: business-gazeta.ru