Отдел по работе с клиентами +7(812) 309-78-70 e-mail: info@fesso.ru

"Евро-5": промежуточный финиш для самарских НПЗ

В самом деле, Европа готовится в октябре 2014 г. вводить экологический стандарт Евро-6, а российская нефтепереработка сможет полностью перейти на выпуск топлива класса 5 по Техническому регламенту (аналог Евро-5) только с января 2016-го. А следом надо бы заняться и фракционным составом - те же изомеризаты и алкилаты в нашем бензине пока встречаются крайне редко.

Могут сказать, что топливо столь высокого экологического класса отечественному автопарку не особенно и нужно - в конце 2013 г. 49,9% машин в России были старше 10 лет. Из них две трети - наши, российские, без нейтрализаторов выхлопных газов. Зачем им класс 5? Да, автопарк староват. Но что же теперь, "штык в землю"?

Необходимость в модернизации российской нефтепереработки назрела много лет назад, однако дело сдвигалось с мертвой точки очень медленно. Вот что три года назад говорил о состоянии российских НПЗ президент Российского союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль: "По состоянию неф­тепереработки мы плетемся в самом хвосте. Глубина переработки, которая у нас составляет около 70-72%, в развитых странах уже достигает 95-97%... Комплексный показатель - коэффициент Нельсона, который дает представление о сложности процессов переработки нефти, - в среднем по миру составляет около 7 пунктов, в Европе 8-9, у американцев 11-12, у нас 4,3 пункта".

Сказанное в полном объеме относится и к техническому состоянию трех крупных нефтеперерабатывающих заводов, которые входят в самарскую группу предприятий НК "Роснефть". По итогам 2012 г. справочник "ИнфоТЭК-Консалт" приводит такие данные о коэффициенте Нельсона на этих предприятиях: Новокуйбышевский НПЗ - 4,02, Сызранский НПЗ - 5,27, Куйбышевский НПЗ - 5,50.

На самом деле коэффициент Нельсона по Новокуйбышевскому НПЗ не учитывает вклад Новокуйбышевского завода масел и присадок, который связан с НК НПЗ в единую технологическую цепочку, но был выделен из его состава в 1998 г. и с того времени является самостоятельным юридическим лицом (сейчас в структуре "Роснефти"). Тем не менее сам порядок цифр очень показателен, и сегодняшняя ситуация изменится не раньше, чем через полтора года.

Впрочем, отставание отечественной нефтепереработки от мирового уровня сложилось не вчера. Во многом это было связано с технической политикой, которую проводил миннефтехимпром СССР, внес негативный вклад и период перехода к рыночной экономике.

Первенец самарской неф­те­переработки, Сызранский НПЗ, был запущен в 1942 г., Куйбышевский НПЗ начал выдавать продукцию в 1945-м, Новокуйбышевский НПЗ заработал в 1952-м. Возраст более чем солидный. За эти 60-70 лет предприятия прошли несколько этапов модернизации и расширения производств.

Но если сейчас взглянуть на перечень технологических установок самарских НПЗ, то окажется, что значительная их часть введена в строй в период бурного роста куйбышевской нефтепереработки, в 1960-1970-е годы. А есть оборудование и постарше - на Куйбышевском НПЗ дорабатывают последние год-полтора три установки каталитического крекинга 1950‑го, 1952-го и 1954 годов.

Понять, как менялся технический уровень самарской нефтепереработки, можно на простом примере: на том же СНПЗ неэтилированный автобензин А-66 начали выпускать в 1962 г., А-76 - это 1965-й, АИ-93 появился в ассортименте в 1982-м, а АИ-98 - лишь в 1998 году.

 До Евро пока далеко

Модернизации и техническому перевооружению самарской нефтепереработки серьезно помешал так называемый "переход к рыночным отношениям". Показательный пример: в 1960-1970-е на Сызранском НПЗ за полтора десятка лет построили 18 новых установок. В том числе и относящихся к вторичным процессам, о нехватке которых сокрушался Геннадий Шмаль. А в 2001 г. запустили новую установку атмосферной вакуумной трубчатки АВТ-6, которая, по общему мнению специалистов, вдохнула в завод вторую жизнь, спасла предприятие. Ее тоже строили 15 лет. Одну.

В эпоху перестройки и реставрации капитализма темпы стали другими.

В начале 2000-х планы развернуть модернизацию самарских НПЗ опять надолго легли "под сукно". Теперь из-за смены собственника. Например, Куйбышевскому НПЗ базовый проект новой, современной установки каталитического крекинга FCC подготовили в 2000 г., а строить ее начали лишь в 2009-м. Инвестпрограмму пришлось защищать дважды: сначала в ЮКОСе, потом - в "Роснефти".

Впрочем, в крупнейшей нефтяной компании России давно поняли, что с модернизацией тянуть нельзя. И когда тот же Куйбышевский НПЗ в 2009 г. представил на экспертизу проект реконструкции установки висбрекинга, работы начали в конце того же года, без лишних проволочек.

Промедление и правда смерти подобно. В России сроки введения европейских экологических стандартов и так уже переносились несколько раз. На Евро-3 (класс 3 по Техническому регламенту) мы перешли лишь с 1 января 2013 г., а прекратить выпуск этого топлива предстоит с 1 января 2015 года. Затем в течение года в производстве будут бензин и дизель классов 4 и 5, и только с 1 января 2016-го мы полностью перейдем на класс 5.

А в Европе стандарт Евро-3 давно забыт. Он действовал с 2000 г. - в то самое время, когда на СНПЗ достраивали установку АВТ-6. С 2009 г., пока Россия размышляла над Евро-2, Евросоюз перешел уже на Евро-5. И очень вероятно, что с сентября 2014 г. европейцы будут заливать в баки топливо экологического стандарта Евро-6, о котором мы пока даже не думаем.

  Полное обновление

Но больше отсрочек не будет, поэтому модернизация НПЗ идет полным ходом, в том числе и в "Роснефти". Если капитальные вложения российских нефтяных компаний в техническое перевооружение нефтепереработки эксперты оценивают в 1,7 трлн руб., то, по словам президента НК "Роснефть" Игоря Сечина, общий объем инвестиций этой компании в модернизацию ее НПЗ составит около 960 млрд руб. до 2018 года.

По данным агентства "ИнфоТЭК-Консалт", мощность первичных процессов переработки нефти на российских НПЗ к 2020 г. увеличится на 76,4 млн тонн, а вторичных - со 160 млн тонн в год в 2011 г. до 340 млн тонн в год в 2020 году.

С 2012 по 2015 гг. планируется построить 69 установок, реализующих вторичные процессы переработки, в 2016-2020 гг. - еще 70. В их числе ряд пусковых объектов на НПЗ самарской группы "Роснефти", а часть из них уже работает - например, установка низкотемпературной изомеризации на Сызранском НПЗ.

Доля вторичных процессов в технологической цепочке резко возрастет, и к 2016 г. глубина переработки нефти на самарских НПЗ должна увеличиться как минимум на 20 процентных пунктов и выйти на целевые уровни. Например, на НК НПЗ это 93-95%. Соответственно, увеличится и выход светлых нефтепродуктов, который сейчас близок к показателям потенциала поступающей нефти (около 50%).

Руководители самарской группы предприятий "Роснефти" говорят в один голос: "По окончании модернизации мы получим фактически новый завод". Лицензиары технологических процессов, внедряемых на самарских НПЗ, – нефтехимические компании мирового уровня: американские UOP и Orley Parsons, датская Haldor Topsoe, немецкие Linde AG и Mahler. Технология производства метил-третбутилового эфира (МТБЭ), высокооктановой присадки к бензину, разработана ярославским "Ярсинтезом".

Ничуть не в меньшей степени, чем его соседи, модернизируется и Новокуйбышевский завод масел и присадок. Здесь решают задачу сделать НЗМП крупнейшим в России производителем смазочных материалов мирового уровня.

Четыре уже реализованных проекта развития НЗМП подготовили базу для реализации пятого, центрального проекта. Здесь появится современный технологический комплекс гидропроцессов. Его первый этап - строительство установок гидроконверсии рафинатов по лицензии Exxon Mobil, а также установки по производству водорода Linde AG - завершится в 2015 году. Затем будет реализован второй этап - построена установка изодепарафинизации Chevron Lummus Global. Модернизация самарского "куста" "Роснефти" продлится как минимум до 2018 года.

 Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

- В целом наша нефтепереработка существенно отстает. Комплексный показатель – индекс Нельсона, который дает представление о сложности процессов переработки нефти, - в среднем по миру составляет около 7 пунктов, в Европе 8-9, у американцев 11‑12, у нас 4,3 пункта. Из 28 заводов, которые мы считаем более или менее нормальными, 12 вообще не имеют никаких вторичных процессов, 16 имеют по одному-два. Отсюда и низкий выход светлых нефтепродуктов. У американцев он составляет 75-80%, а у нас около 50%. Это бензин, солярка, керосин. Американцы из одной тонны нефти получают 420 л бензина, а мы только 140.

 Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

- "Роснефть" стремится не отставать от конкурентов и активно модернизирует свои активы. По плану модернизации 2010 г. на эти цели до 2015 г. направлялось не менее $7 млрд. А осенью 2013 г. было заявлено о продолжении программы, и "Роснефть" до 2018 г. вложит в модернизацию своих НПЗ 960 млрд рублей. При этом с 2017 г. объем переработки увеличится до 90,4 млн тонн. К этому сроку глубина переработки нефти "Роснефтью" составит 80,2%, выпуск моторного топлива достигнет 46 млн тонн. Уже сейчас топливо стандарта Евро-4 выпускают Комсомольский, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Ачинский, Рязанский и Саратовский НПЗ "Роснефти".

Источник: www.time-samara.ru